суббота, 18 октября 2014 г.

Божественность Иисуса Христа и Евреям 1:10-12

Евреям 1:10-12 пожалуй один из самых упоминаемых христианами-тринитариями отрывков Писания, который, якобы, описывает Иисуса Христа как Творца неба и земли, а "значит" как Бога и "соответственно" как одну из трех личностей тринитарного Божества.
И это несмотря на то, что автор послания не описывает Бога Творца, как состоящего из трех отдельных личностей и не говорит об Иисусе, как об одной из этого личностей в составе Божества.
О чем же повествуют эти стихи?

10. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих

καί, σὺ κατ’ ἀρχάς, κύριε, τὴν γῆν ἐθεμελίωσας, καὶ ἔργα τῶν χειρῶν σού εἰσιν οἱ οὐρανοί·

С одной стороны союз "и" или "καὶ" в начале ст. 10, как бы указывает читателю на начало ст. 8, где безусловно речь идет о Иисусе:

8. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.

Но говорит ли союз "καὶ" в ст.10 о том, что речь по прежнему идет о Сыне?

В стихе 5 первой главы послания Евреям, продолжая начатое утверждение об Иисусе автор тоже употребляет союз "καὶ", но сопровождает его наречием:

И еще ( καὶ πάλιν): Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

Продолжая свою мысль о Сыне в стихе 6, автор снова употребляет это наречие переведенное в синодальном переводе по другому:

Также (πάλιν), когда вводит Первородного во вселенную...

В Евр. 2:13 автор снова употребляет "καὶ πάλιν", чтобы подчеркнуть, что мысль изложенная ранее продолжается.

И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

 καὶ πάλιν, ἐγὼ ἔσομαι πεποιθὼς ἐπ’ αὐτῷ· καὶ πάλιν, ἰδοὺ ἐγὼ καὶ τὰ παιδία ἅ μοι ἔδωκεν ὁ θεός.

При таких уточняющих оборотах языка у читателя не возникает вопроса о ком идет речь.
В начале стиха 10 подобного уточнения нет.

Продолжает ли автор говорить об Иисусе?
А может быть союз " καὶ", хотя и связывая сказанное в ст. 10 с предыдущими стихами, все же вводит новую мысль?

В стихе 8 мы читаем слова Бога, Который обещает Своему Сыну Иисусу престол, который будет "в век века" (εἰς τὸν αἰῶνα τοῦ αἰῶνος).
В стихах 10-12, автор, используя слова из Псалма 101, подчеркивает могущество, вечность и неподчиненность никаким изменениям Того, Кто дает обещение вечного царства Иисусу:

в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих они погибнут, а Ты пребываешь и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.  

Этими словами восхищения, описывается не Иисус, а Его Бог Отец, Который дал Иисусу обещания относительно Его престола. Бог сотворивший все и пребывающий вечно силен выполнить обещание данное своему Сыну Иисусу:

престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.

Это обьяснение взято из работы американского антитринитарного проповедника Andrews Norton (1786-1853). Он цитирует другого известного антитринитария англичанина Thomas Emlyn (1663–1741). В свое время, за библейское исповедание Thomas Emlyn был помещен в тюрьму и подвергнут денежному взысканию. Он был одним из первых в современной истории проповедников, кто решился отказаться от комфорта своего положения и материальных преимуществ ради библейской истины.