среда, 3 июля 2013 г.

Божественность Иисуса Христа и Филиппийцам 2:5-11 (VII)



7.
Считается, что фраза Павла “сделавшись подобным человекам и по виду став как человек” (Букв.: ἐν ὁμοιώματι ἀνθρώπων γενόμενος· καὶ σχήματι εὑρεθεὶς ὡς ἄνθρωπος/в подобии человеков сделавшись и в виде найденный, как человек) в Фил. 2:7 описывает воплощение Бога Сына, в результате которого Он приобрел человеческую природу. Иными словами, вся фраза якобы выражает мысль о том, что Бог Сын стал человеком.
7.1
Если Павел действительно хотел высказать именно эту мысль, то не может не удивлять то, как он это сделал:
  • использование выражений ἐν ὁμοιώματι ἀνθρώπων /в подобии человеков и ὡς ἄνθρωπος / как человек
  • использование причастий γενόμενος / сделавшись и εὑρεθεὶς / найденный
Внимательное и не предвзятое прочтение этих слов апостола позволяет заметить смысловое отличие между выражениями “сделавшись подобным человекам”, “видом найденый, как человек” и предполагаемой в отношении этого стиха идеей о воплощении через рождение.
7.2
Причастие γενόμενος в Фил. 2:7 иногда переводится как “родившись”: “родившись в подобии человеков” (ESV: being born in the likeness of men). Безусловно, так возможно переводить, особенно в контексте Гал. 4:4: γενόμενον ἐκ γυναικός (“родившегося от жены”). В этом случае фраза μορφὴν δούλου λαβών будет иметь метафорический смысл, и помещенная за ней интересующая нас фраза ἐν ὁμοιώματι ἀνθρώπων γενόμενος разъясняет и уточняет её смысл.
Здесь очень важно разобраться в синтаксическом порядке идущих одна за другой фраз этого текста, которые модифицируют глагол κενόω (“опустошать”). Фразы μορφὴν δούλου λαβών, ἐν ὁμοιώματι ἀνθρώπων γενόμενος, καὶ σχήματι εὑρεθεὶς ὡς ἄνθρωπος показывают, каким образом Иисус опустошил Себя и, вместе с этим, разьясняют и дополняют друг друга: каждая последующая фраза вносит уточнение в смысл предыдущей (“The clause ‘taking the form of a servant’ is expanded and explained by ‘being made in the likeness of men’” Moises Silva, Philippians p. 106)
Уточнение работает следующим образом. Что означает “принял образ раба”? Это означает “сделавшись/родившись в подобии человеков”.
Последнюю фразу вполне возможно воспринять, как описание рождения Иисуса. Что значительно, речь идет именно о рождении Иисуса, а не воплощении Бога Сына. Возможный смысл фразы: “Иисус родился подобно тому, как рождаются все люди”(1) или “Иисус родился подобным всем людям” (2). Второй вариант предполагает отличие Иисуса от людей. Как правило это объясняется тем, что Иисус был и Бог, и Человек, но, конечно же, это далеко не единственное возможное объяснение и не самое очевидное.
7.3
Использование Павлом выражение ἐν ὁμοιώματι (“в подобии”) имеет смысл, только в том случае если Иисус был  действительно подобен людям. C другой стороны, возможно фраза не оспаривая сходство Иисуса с людьми одновременно делает ударение на Его уникальности (Thomas R. Schreiner Romans p. 403 [рассуждение о значении использования данного выражения в Рим. 8:3]) Это отличие может заключаться в том, что Иисус был рожден с безгрешной человеческой природой или был Человеком, Который, в отличии от других людей, не нуждался в примирении с Богом (Мнение Myrphy-O’Connor. John Reumann, Philippians: A New Translation with Introduction and Commentary p. 350)
Если γενόμενος в Фил. 2:7 означает “родившись”, то, тот факт, что все причастия использованные в этом стихе являются причастиями прошедшего времени (aorist), грамматически важен и означает, что они указывают на действия предшествующие действию основного глагола. Иными словами, Иисус “опустошил Себя [после того как], родившись подобным человекам и по виду найденный как Человек”. В данном случае, глагол “опустошил” не означает воплощение Бога Сына - смысл который ему часто приписывают. При этом утверждается, что Иисус будучи 100% Богом до Своего рождения, “опустошая” Себя воплощением не лишился ни одного из Своих божественных качеств и сил. Что же это за “опустошение”?
7.4
Cкорей всего, речь идет об ограничениях, которые Иисус возложил на Себя во времена своего земного служения. Он действительно опустошал Себя служа людям с максимально возможной отдачей, лишая Себя каких бы то нибыло простых человеческих благ. Кульминацией такого опустошения, конечно же, стали Его предсмертные страдания и сама мучительная смерть на кресте.
2 Кор. 8:9
вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа,
что Он, будучи богат, обнищал ради вас,
чтобы вы обогатились Его нищетою.


Некоторые исследователи указывают, что словосочетание ἑαυτὸν ἐκένωσεν практически эквивалентно фразе из еврейского текста Ис.53:12, где сказано об опустошении рабом Божьим Своей души до смерти (F.F. Bruce. Philippians). В этом случае, данная фраза прежде всего описывает именно крестные страдания и смерть Иисуса. (“It seems most in accord with the evidence to say that Jesus is the subject of the verb and that clause means: he abandoned himself to death” J. G. Gibbs Creation and Redemption).



Исаия 53:7, 10-12

7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих;
как овца, веден был Он на заклание,
и как агнец пред стригущим его безгласен,
так Он не отверзал уст Своих.
10. Но Господу угодно было поразить Его,
и Он предал Его мучению;
когда же душа Его принесет жертву умилостивления,
Он узрит потомство долговечное,
и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством;
чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой,
оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12. Посему Я дам Ему часть между великими,
и с сильными будет делить добычу,
за то, что предал душу Свою на смерть,
и к злодеям причтен был,
тогда как Он понес на Себе грех многих
и за преступников сделался ходатаем.


7.5
Последняя фраза стиха καὶ σχήματι εὑρεθεὶς ὡς ἄνθρωπος (“и видом найденый как Человек”) также не подразумевает воплощение Бога Сына. Есть разница между “стать Человеком” и “по виду быть найденым как Человек”! Можно согласится, что выбор Павлом именно этих слов и выражений несколько необычный если речь идет о Том, Кто от начала до конца данного отрывка уже является человеческим существом. И все же грамматика текста, значения примененных слов вовсе не подразумевают какую-либо мысль о воплощении некой божественной личности. Почему же об Иисусе сказано, что “по виду Он был найден как Человек”?  Можно ли так выразится о Том, Кто является Человеком изначально?