понедельник, 24 июня 2013 г.

Божественность Иисуса Христа и Филиппийцам 2:5-11 (VI)


На самом деле, в Фил. 2:6 не написано, что Иисус является μορφ θεοῦ или "формой Бога". Написанное в этом стихе существенно отличается от похожего словосочетания в 2 Кор. 4:4 и Кол. 1:15.
(1)
2 Кор. 4:4

 ...Христа,
Который есть образ Бога

(2)
Кол. 1:15

Он есть образ Бога невидимого


  • В Фил. 2:6 Павел употребил ἐν μορφῇ θεοῦ ὑπάρχων ("будучи в форме Бога"). 
  • Во 2 Кор. 4:4 и Кол. 1:15, тот же автор сообщает, что Иисус ἐστιν εἰκὼν τοῦ θεοῦ ("есть образ Бога"). 
Насколько важным является это отличие?
Вероятно использованием предлога ἐν ("в") автор послания придает выражению μορφὴ θεοῦ более специфический смысл, чем это обычно признается. Фактически он утверждает, что Иисус, находился "В" форме Бога.
Конструкция ἐν + дат. падеж является достаточно сложной для выявления точных категорий. Но основные значения следующие (согласно Nigel Turner The Preposition en in the New Testament):
1) локальное
2) временное
3) особые значения: "в Господе", "во Христе"
4) обстоятельства и средства

Дэниел Уоллас делая аналогичные перечисления значений конструкции ἐν + дат. падеж употребляет термин "сфера". Некоторые его замечания по поводу данной конструкции и значения термина "сфера" очень интересны.


Безусловно, речь прежде всего идет о локальной сфере. Но тот же Nigel Terner рассуждая о теологической важности предлога ἐν (в контексте выражения "во Христе") указывает и на такое, которое он назвал "таинственным" ("mysterious") значением данного предлога. Согласно Terner, ἐν не должен восприниматься исключительно в инструментальном или простом локальном смысле. Он пишет: "нам следует отметить небольшое расширение локального значения и указать на такие понятия как 'в сфере' Бога, Христа, Евангелия и возможно также освящения от Духа".

Применительно к Фил. 2:6, такая сфера (ἐν μορφῇ θεοῦ) вполне может восприниматься, как духовная сфера единение Христа и Бога. В этой сфере Человек Иисус пребывал в непосредственном присутствии Бога - опыт  проявлявшийся видимым образом в Его повседневной жизни. В этом случае, выражение Иисуса "Я в Отце" равнозначно выражению Павла "в форме Бога".







Ин. 14:8-10

Λέγει αὐτῷ Φίλιππος· κύριε, δεῖξον ἡμῖν τὸν πατέρα, καὶ ἀρκεῖ ἡμῖν. λέγει αὐτῷ Ἰησοῦς· τοσούτῳ χρόνῳ μεθὑμῶν εἰμι, καὶ οὐκ ἔγνωκάς με, Φίλιππε; ἑωρακὼς ἐμὲ ἑώρακεν τὸν πατέρα· πῶς σὺ λέγεις· δεῖξον ἡμῖν τὸν πατέρα;  οὐ πιστεύεις ὅτι ἐγὼ ἐν τῷ πατρὶ καὶ πατὴρ ἐν ἐμοί ἐστιν; τὰ ῥήματα ἐγὼ λέγω ὑμῖν ἀπἐμαυτοῦ οὐ λαλῶ· δὲ πατὴρ ἐν ἐμοὶ μένων ποιεῖ τὰ ἔργα αὐτοῦ.

Говорит Ему Филипп:
Господи, покажи нам Отца, и этого нам довольно.
Говорит ему Иисус: столько времени Я с вами,
и ты не познал Меня, Филипп?
Кто Меня увидел, увидел Отца.
Как же ты говоришь: "покажи нам Отца"?
Не веришь ты, что Я в Отце, и Отец во Мне?
Те слова, которые Я говорю вам, Я не от Себя говорю:
Отец, во Мне пребывающий, творит дела Свои.

Мысль о том, что незримое единение Христа и Бога, проявляется вполне зримым образом в личности Иисуса, на что Он непосредственно указывает, вновь приводит к первоначальному определению morphe, как того, что можно увидеть глазами. Невидимое ("Я в Отце") становится видимым ("видевший Меня видел Отца"), потому что Иисус пребывает в Отце и Отец в Нем. 
Для того, чтобы передать смысл такого единения очень трудно подобрать подходящие слова. Herman Binder дал более емкое и точное описание этого единения в своем толковании Фил. 2:6  (Dennis W. Jowers The Meaning of Moprh in Philippians 2:6-7):

"Сфера, силовое поле ("force-field"), пространственная величина в любом событии... Концепция μορφή в Фил. 2:6 не указывает на нечто относящееся исключительно ко Христу. μορφή содержит ЕгоВ пределах μορφ θεοῦ, Он объединен с Богом. В μορφῇ δούλου ("в форме раба") Он помещен ниже человеков. μορφ θεοῦ - это пространство движения, в котором происходит встреча Бога и Христаμορφὴ δούλου есть поле активности слуги, всемирная сфера, где происходит встреча Христа и человечества, которому Он служит".

Здесь Binder проводит очень важную параллель между μορφὴ θεοῦ ("форма Бога") и μορφῇ δούλου ("форма раба") из Фил. 2:7. Очевидно, что значение фразы ἐν μορφῇ θεοῦ аналогично значению выражения μορφὴν δούλου: 

  • принять форму раба не означает быть рабом по своей природе, просто потому что такой природы не существует. 
  •  возможно стать рабом или слугой и проявить это внешним образом в словах и поступках. Вспоминается выражение Иисуса: "Я посреди вас - как служащий"(Лук. 22:27). 

Напрашивается вывод, что фраза ἐν μορφῇ θεοῦ в отношении Иисуса означает проявить Бога внешним образом. 
Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов:
  • Существует различие между выражениями "Он есть образ Бога" и "будучи в форме Бога".
  • Нельзя недооценивать значение конструкции ἐν + дат. падеж, которая, возможно, употреблена для "усиления идеи сферы" (Уоллас).
  • Выражение Иисуса "Я в Отце" равнозначно выражению Павла "в форме Бога".
  • μορφὴ θεοῦ = μορφῇ δούλου
  • Будучи ἐν μορφῇ θεοῦ ("в форме Бога) Иисус явил Бога окружающим. 

"Как Образ Божий, что означает пребывать 'в форме Бога', Иисус исполнил предназначение человека и, в тоже время, подчиняясь Богу, явил Бога этому миру". 
(John G. Gibbs The Relation between Creation and Redemption According to Phil. 2:5-11)